МОНЕ Клод Оскар (1840-1926) - выдающийся французский
живописец, глава отечественного импрессионизма.
К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном
возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине
гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена,
скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил
в парижскую Школу изящных искусств, молодой К.Моне, оказавшись в столице, с
головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в
артистической среде. Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в
армию, но и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он
не изменил свой образ жизни. В Париже он знакомится с И.Ионкиндом, который
увлек его работой над натурными этюдами. По настоянию родителей К.Моне
некоторое время работает у Тульмуша, а затем в мастерской популярного в то
время Ш.Глейра, но формирование его творческого метода происходит все-таки не в
студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками. Это
в первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль, А.Сислей, которые, вдохновленные примером
Э.Мане, искали свой путь от условного совершенства официально признанного
искусства к правде жизни.
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих
поисков этого периода, стал для К.Моне "Завтрак на траве"
(1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане.
Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в
деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее
уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет
картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых
женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного
напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их
сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы,
возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным,
восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.
"Завтрак на траве". 1866 г.Холст, масло, 130х181 см.ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. "Забыть" такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.
"Лягушатник". 1869 г.Холст, масло, 74x100 см.Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Закончив "Завтрак на траве", К.Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в "Лягушатнике" - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда с О.Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в "Лягушатнике", К.Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единое целое ("Лягушатник", 1869, Национальная галерея, Лондон).
"Сирень на солнце". 1872-1873 гг.Холст, масло, 50х65 см.ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
"Бульвар Капуцинок". 1873 г.Холст, масло, 79.4x59 см.Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзассити, Миссури
Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К.Моне эмигрировать в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - "Сирень на солнце" (1873, ГМИИ, Москва), "Бульвар Капуцинок" (1873, ГМИИ, Москва), "Поле маков у Аржантёя" (1873, Музей Орсэ, Париж), "Впечатление. Восход солнца" (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В 1874 г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной "Анонимным обществом живописцев, художников и граверов", руководителем которого являлся К.Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне "Впечатление. Восход солнца", художники-устроители и получили название "импрессионисты" (от франц. impression - впечатление).
"Поле маков у Аржантёя". 1873г.Музей д'Орсэ, Париж.
"Впечатление, Восход солнца". 1872 г.Холст, масло, 48x63 см.Музей Мармоттан, Париж.
В работах этого периода обращает на себя внимание
целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий.
Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом
нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной
толпы.
Поселившись в Аржантёе, К.Моне с таким увлечением рисует
Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе
лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным,
воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки
морские суда ("Аржантёй", 1872, Национальная галерея искусств,
Вашингтон; "Парусная лодка в Аржантёе", 1873-1874, Музей Орсэ,
Париж).
В 1877 г. К.Моне создает серию картин (на них представлен
вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной
концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому
("Вокзал Сен-Лазар", 1877, Музей Орсэ, Париж).
"Вокзал Сен-Лазар". 1877 г.Холст, масло, 60x80, 54.3x73.6 см. Национальная галерея, Лондон
Изменение живописной манеры художника сопровождается
переменами в его личной жизни. Тяжело заболевает его жена Камилла. С рождением
второго ребенка нищета, в которой живет семья Моне, усиливается. После смерти
жены заботу о детях взяла на себя Алиса Гошеде, с семейством которой К.Моне
снимал дом в Ветее. Она-то и стала его второй женой. Вскоре материальное
положение К.Моне поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни,
где и протекает поздний период его творчества.
Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает
своим творчеством работы художников конца XIX - начала XX
вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин.
Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой
гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к
декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.
Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным,
богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал,
элегические шеренги тополей ("Скалы в Бель-Иль", 1886, ГМИИ, Москва;
"Тополя", 1891, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
"Тополя". 1891 г.Холст, масло. 93х74,2 см.Музей искусств, Филадельфия.
"Стога (конец лета)". 1890-91 гг.Холст, масло, 60x100 см.Институт искусств, Чикаго.
К.Моне привлекают серийные работы: композиции "Стога"
("Стог сена в снегу. Хмурый день", 1891; "Стога. Конец дня.
Осень", 1891 - обе в Художественном институте, Чикаго), изображения
Руанского собора ("Руанский собор в полдень", 1894, Музей Орсэ,
Париж), виды Лондона ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В них , следуя импрессионистической манере, художник стремится передать
различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в
различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе
с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции,
как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим
ассоциативным связям.
"Руанский собор, западный портал, пасмурная погода". 1892-1894 гг.Холст, масло, 100x65 см.Музей д'Орсэ, Париж.
"Кувшинки". 1916 г.Холст, масло. 200х200 см.Национальный музей Западного искусства, Токио.
В Живерни К.Моне много времени проводит в саду, занимаясь
его живописной организацией. Эта работа привела к тому, что на смену обыденному
миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений
("Ирисы в Живерни", Музей Мармоттан, Париж; "Плакучие ивы",
1923, частное собрание). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних
панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками ("Белые
кувшинки. Гармония синего и
фиолетового", 1918-1921, Музей Мармоттан, Париж).
Комментариев нет:
Отправить комментарий