Фольклор российской глубинки с давних пор, если так можно выразиться, отдавал предпочтение феномену, более чем загадочному — так называемым бесам в собачьем обличье.
Уравновешенным психически, трезвым милиционерам чудились монстры в собачьей шкуре? Чудились настолько явственно, что капитан даже открыл по псам стрельбу на поражение.
И, если верить церковным хроникам Соловецкого монастыря, излюбленными местами пребывания свирепых чёрных псов величиной с телёнка, с кроваво-красными, непомерно большими глазами, являются осквернённые, заброшенные церкви, погосты, предназначенные исключительно для захоронений самоубийц.
Игнатий Саватеев, послушник, в 1756 году растерзанный этими мерзкими тварями, в канун расправы оставил рукописное завещание. На 300 страницах повествовал то, как, оседлав собак, «гулял в тёмный мир». По недоброй воле своей участвовал в проказах и набегах бесов. Именно бесов, потому что, как считал Саватеев, ничего светлого в пределах, где царит мерзость духовного запустения, всякого по неразумию угодившего туда человека, доброе не ждёт и ждать не может.
Вероятно, потому, что послушник искренне покаялся, объяснил поступок тем, что вместе с разумом помутилась его вера в Христа, священство обители разрешило отпеть его останки. Но на кладбище места не нашлось. Погребли в гроте, образовавшемся выветриванием. Грот запечатали камнем, на котором нет креста. Есть изображение собачьей троицы. Камень тот, наравне с гротом, сохранился, став в 90-е годы прошлого века местом шабашей приверженцев язычества и оккультизма. Сборища, впрочем, как ножом отрезало, после загадочного убийства — рядом с пещерой нашли изувеченные трупы юноши и девушки.
Прежде чем отправиться в прошлое следом за «бесами в собачьем обличье», рассмотрим обстоятельства трагедии, имевшей место далеко за полночь у могилы Игнатия Саватеева.
СОБАКИ БЕЗ ТЕНЕЙ
Придавший огласке обстоятельства чрезвычайного происшествия на Соловках независимый эксперт, доктор физико-математических наук Я. Н. Клюквин, со слов лейтенанта милиции Равеля Асланова свидетельствует, что членам следственной группы звери, отдалённо напоминавшие громадных чёрных псов, являвшиеся ежесуточно, казались чем-то нематериальным. Почему? «Потому, — рассказывал Асланов, — что, рыская и устремляясь на нас, они, обволакивая, свободно сквозь нас проходили, исчезая ослепительной вспышкой света либо клочьями тусклого тумана».
Клюквин задаётся вопросом: если сущности, условно названные чёрными псами, не были ощутимы тактильно, не причиняли никакого вреда сотрудникам милиции, как же они могли убить и изувечить? Ведь трупы молодых людей, оставшиеся после их набега — данность, существующая в реальности? Вывод физика, аналогичный выводам следователей, замкнулся на абсолютном зле, связанном с употреблением наркотиков друзьями убитых, на пагубном влиянии препаратов на психику.
Действительно, как выяснили милиционеры, шабаш у могилы монаха Саватеева, начался с курения гашиша. Когда в ход пошли тяжёлые синтетические наркотики, появилась стая чёрных собак. Псы, по заверениям задержанных друзей убитых, при луне все вместе отбрасывали тени. Разделившись, по отдельности никаких теней уже не отбрасывали. Это всё, что смогли вспомнить о роковой ночи «язычники», которых и обвинили в убийстве в состоянии наркотического опьянения. Я. Н. Клюквин, не подвергая сомнению состоятельность обвинения, указывает на возникшую нестыковку. «Допустим, разогретые зельем оболтусы, помутившись рассудком, под влиянием наркотиков надругались над трупами. Но как трактовать то, что уравновешенным психически, трезвым милиционерам чудились монстры в собачьей шкуре? Чудились настолько явственно, что капитан Григорий Банников даже открыл по псам стрельбу на поражение?»
Теперь о том, что загнало следователей в абсолютный тупик. Стреляя, капитан Банников кого-то ранил. Взятые утром мазки крови, оставшиеся на скалах, где видели чёрных собак, по результатам экспертизы оказались принадлежащими человеку. Я. Н. Клюквин иронизирует, уж не оборотни ли орудовали? Одёргивает себя, приведя десяток выдержек из исторических хроник, согласно которым чёрные монстры — это колдуны-оборотни. Рационалист Клюквин со столь «легковесно-дремучей» трактовкой не согласен категорически. Предполагает, что разгадка заложена в глубинные структуры материи.
ДЕМОН НА ПОВОДКЕ
В среде лиц духовного сословия Петербурга пушкинских времён упорно ходили слухи о прихожанке Казанского собора Екатерине Лузгиной, которая, якобы имела абсолютную власть над всевозможной нечистью. Екатерина — дочь богатого купца — обожала одинокие загородные прогулки. Отец 18-летней, приятной лицом, статной девицы, оберегая, пускал следом возок с двумя работниками. Защищать от лихих людишек Екатерину им ни разу не довелось. Как в 1888 году со слов её племянницы Александры писал православный писатель Владимир Деркачёв, «нужды не предвиделось, потому только, что при всяком косом взгляде, дурной мысли, спускала с поводка зверя. Доселе не наблюдаемого. Вдруг плотски проявляющегося. Совместимо с ледяным дыханием смерти».
Деркачёв, напоминая о том, что в сказках народов Земли демонические сущности всегда ассоциируются со смертью их жертв, допускает то, что в конкретном случае Екатерины Лузгиной сделано исключение. Екатерина — двулика. Она и жертва и не жертва. Она верит в бога и не верит в него. «Дьявол обольщает покровительством, чтобы забрать душу», — итожит Деркачёв. Но, даже если так, нас, конечно, прежде всего интересуют личностные отношения купеческой дочери с тёмной сущностью, с чёрной личностью, точнее сказать — непонятно с кем.
Изрядно потрудившись, Деркачёв, следуя за семейными преданиями очевидцев, приводит пару-тройку фактов присутствия чёрных, «изрыгающих пламенеющий смрад чудищ» у ног юной купчихи. Особенно интригует свидетельство дьякона Василия Пищика, с ужасом вспомнившего то, как отпевали тётку Екатерины Марфу, как в разгар посмертного ритуала молодуха Лузгина ухватила за загривок призрачную собаку, незадолго до того очутившуюся посереди часовни, огненным прикосновением поджёгшую её и причинившую сильные ожоги присутствующим. Из часовни собаку увела Екатерина на бог весть, откуда взявшемся поводке. Уходя, девица бросила в толпу: «Вам всякое мерещится по грехам вашим!»
Часовня в скорости сгорела. Отец её, дабы избегнуть скандала и отречения дочери от церкви, отстроил часовню новую. Часовня та была популярна у зевак, потому что только в ней молилась Екатерина, которая, несмотря на пригожесть и кроткий нрав, не вышла замуж. Деркачёв отмечает, что наследница большого состояния пожертвовала его монастырю, доживая там век, навещаемая чёрными псами только в канун смерти кого-либо из насельников.
МОЛИТВА КАК СПАСЕНИЕ
Именно к этому нехитрому действу, чтобы избежать навязчивых контактов с «нечистыми тенями демонического мира», призывал православный священник Илия Росс, до кончины в 1916 году проживавший на греческом острове Крит. Успешно изгоняющий из жилищ, человеческих тел, с погостов, храмов стаи всяческой нечисти, какие бы причудливые облики она не принимала. Писатель Леонид Андреев, потрясённый увиденным на этих обрядах, признавался, что по-настоящему принял бога, когда слился с духовным миром греческого святого.
Не будучи теологом, Андреев не заметил, как считали в церковных кругах, легчайшей, словно слабое дуновение ветра, ереси, присутствующей в обосновании Россом природы демонизма. Росс между тем считал, что ипостаси дьяволов творит мозг человека, живущего неправедно, что больной разум порождает чудовищ.
Собственные слова Илия Росс подкреплял действиями — словно бумагу сжигая «прилипчивых» чёрных псов, птиц, свиней, рыб. Отнюдь не безобидных. Иногда смертельно опасных. Конечно, хотелось бы знать о материалистической, физической сущности феномена. Увы, желания пока диаметрально расходятся с возможностями науки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий