суббота, 18 июня 2011 г.

Как меняли шпионов

Обмен военнопленными известен ещё с Античности. А вот шпионский обмен вошёл в практику лишь в просвещённые времена.

pict_6615ab3b85f84bfe8e22bfad60be9451
Прежде чем начать переговоры об обмене арестованных англичан на пленных французов, Наполеон составил ценник

Генерал-майор Бенедикт Арнольд был одним из героев войны за независимость США, любимцем главнокомандующего Джорджа Вашингтона. Между тем Арнольд, запутавшись в финансовых махинациях, вошёл в тайный сговор с англичанами. Связь поддерживалась через майора Джона Андрэ, адъютанта британского главнокомандующего. 22 сентября 1780 года Андрэ тайно перешёл линию фронта и встретился с Арнольдом, который передал ему важнейшие сведения. Эти бумаги майор спрятал в сапог и отправился в обратный путь, имея при себе пропуск, подписанный Арнольдом. У реки его задержал американский патруль. На малограмотных солдат, решивших поживиться грабежом, пропуск не произвёл особого впечатления. Андрэ пришлось вывернуть карманы и снять сапоги, и вот тут-то обнаружился секретный пакет!
О задержании вражеского лазутчика Джордж Вашингтон и генерал Арнольд узнали почти одновременно. Арнольд вскочил на коня и помчался к англичанам. Вашингтон, прибывший к дому предателя всего спустя полчаса, воскликнул: «Кому теперь можно верить?!»
Захваченного Андрэ судили как шпиона и приговорили к смертной казни через повешение. Англичане давали за него крупный денежный выкуп, затем предлагали обменять на пленных, но Вашингтон соглашался на обмен только в том случае, если ему выдадут Арнольда. Англичане отказались, и Андрэ был повешен.
Последние годы жизни Арнольд провёл в Англии. Британские офицеры публично называли его предателем. Перебежчик трижды дрался на дуэли с обидчиками, но чёрная метка изменника так и осталась на нём до могилы.

ЦЕННИК НАПОЛЕОНА

Наполеон не слишком доверял своему министру полиции Жозефу Фуше, но ценил того как организатора тайных операций. Однажды Фуше доложил императору, что в британском плену томится много французских офицеров — отчего бы не обменять их на арестованных английских шпионов?
-Но где же вы возьмёте столько шпионов? — удивился Наполеон.
-Государь, за этим дело не станет, вы только прикажите!
Вскоре на территории Франции и оккупированных ею стран начались аресты британских подданных, которым предъявлялось стандартное обвинение в сборе секретных сведений. Попадались среди них, конечно, и разведчики.
О развитии событий пишет в своей книге «Торговля шпионами» историк Е.Кукридж: «Прежде чем начать переговоры об обмене арестованных англичан на пленных французов, Наполеон составил ценник: за лордов и членов парламента ему должны вернуть пленённых генералов и адмиралов, за детей аристократов — полковников и морских капитанов, за джентльменов без титулов — офицеров. Англичане вынуждены были согласиться. В результате обмена французы пополнили армию, а англичане получили назад не только своих ни в чём не повинных граждан, но и шпионов, правда, только тех, кого Фуше успел с помощью денег или шантажа переквалифицировать в двойных агентов».

«ЗАГОВОР ПОСЛОВ»

Летом 1918 года московские чекисты разоблачили «заговор послов», среди участников которого был глава британской дипломатической миссии Роберт Брюс Локхарт. Заговорщики, по версии ЧК, готовили свержение советской власти и убийство Ленина и Троцкого. В ответ британские власти арестовали Литвинова — полпреда Советской России в Лондоне. Впрочем, в заключении он провёл всего 10 суток, поскольку стороны договорились об обмене арестованными дипломатами.
Впоследствии, на протяжении десятилетий, Лондон называл «заговор послов» провокацией советских чекистов. Но вот совсем недавно в архивах Великобритании были обнаружены документы, из которых следует, что Локхарт имел тесные связи с английской разведкой, получал деньги для финансирования антибольшевистских сил и активно общался с заговорщиками.
Найдено письмо сына Локхарта, который ссылается на свои беседы с покойным родителем. Отец признавался ему в том, что советская версия «заговора послов» в основе своей была точной.

ШАНХАЙСКИЙ РЕЗИДЕНТ

С начала 30-х годов прошлого века в Китае сошлись интересы советской и японской разведок. До 1933 года резидентом крупнейшей агентурной сети советской военной разведки в Шанхае был легендарный разведчик Рихард Зорге. Однако в Центре решили перевести его в Токио, где назревали серьёзные события.
А на место Зорге в Шанхай прибыл Яков Бронин (оперативный псевдоним Абрам), который раньше работал на нелегальном положении в Берлине как доктор Бош. Абрам передавал в Москву немало ценных сведений. Но в ноябре 1935 года, с подачи японцев, он был арестован китайской контрразведкой Чан Кайши и приговорён к 15 годам тюремного заключения.
На все запросы Москвы власти Китая отвечали витиеватыми отписками. Как раз в то время в Советском Союзе находился старший сын Чан Кайши Цзян Цзинго.
Под именем Николай Владимирович Елизаров он закончил Военно-политическую академию, затем работал на заводе «Уралмаш» и даже женился на советской гражданке. Невольно он стал разменной фигурой в крупной шпионской игре. Его арестовали, обвинив в сборе секретных сведений о Красной армии. После этого китайцы сразу же стали намного сговорчивее. В марте 1937 года состоялся обмен Якова Бронина на «товарища Елизарова». Много лет спустя Цзян Цзинго дважды избирался президентом Тайваня. На этом посту он и скончался в 1988 году. Яков Бронин, автор книги «Я знал Зорге», умер четырьмя годами раньше.

ИМЯ НАВСЕГДА

Новое качество шпионские обмены приобрели в годы холодной войны. Первая акция такого рода состоялась 10 февраля 1962 года. Это, пожалуй, самый растиражированный шпионский обмен в истории разведки. Главными его участниками стали советский разведчик Рудольф Абель (Марк) и американский лётчик Фрэнсис Гарри Пауэре. Вообще-то, подлинное имя Марка было Вильям Фишер. А Рудольфом Абелем звали его друга, тоже сотрудника госбезопасности. В годы Второй мировой войны они выполняли ответственные задания во вражеском тылу.
Вскоре после Победы подлинный подполковник Абель вышел в отставку. А полковник Фишер был направлен с особым заданием в США, где успешно натурализовался и создал крупнейшую агентурную сеть, которая охватывала даже Латинскую Америку. Однако нашёлся предатель, выдавший своего резидента.
Марк был арестован в ночь на 25 июня 1957 года в нью-йоркской гостинице.
Сотрудникам ФБР он назвался именем своего друга, который скончался в 1955 году.
Марк полагал, что когда весть об аресте «Рудольфа Абеля» дойдёт до Центра, там отлично разберутся в ситуации и всё поймут. Американский суд приговорил советского разведчика, который упорно продолжал называть себя Рудольфом Абелем, к 30 годам тюремного заключения. Узник отбывал срок в федеральной исправительной тюрьме в Атланте.
Между тем 1 мая 1960 года в районе Свердловска был сбит американский самолёт-шпион U2, а его пилот Пауэре, успевший катапультироваться, арестован. Эта история получила громкий международный резонанс, поскольку стала причиной срыва встречи в верхах.
В августе советский суд приговорил Пауэрса к 10 годам лишения свободы. Тогда же популярная американская газета «Нью-Йорк дейли ньюс» выступила с идеей обмена Пауэрса на Абеля. Постепенно по дипломатическим каналам удалось договориться о процедуре этой акции.
Американцы, мотивируя тем, что Абель является «супершпионом», затребовали за него «надбавки» — ещё двух заложников. Обмен состоялся на середине моста Глинике, разделявшем обе части Берлина.
Но вот, оказавшись в Москве, наш разведчик столкнулся с неожиданной проблемой. «Контора», вопреки его желанию, приказала ему и впредь быть Рудольфом Абелем! Он неоднократно писал письма в высокие инстанции — просил разрешить ему пользоваться своим настоящим именем, но всякий раз получал отказы. Рудольфом Абелем он оставался вплоть до своей смерти. С этим именем он вошёл в историю разведки. В 1990-м в СССР вышла почтовая марка с его портретом и надписями «Советский разведчик» и «Р.И.Абель (1903-1971)».
Мост Глинике получил название Моста Свободы, поскольку стал местом целой череды других шпионских обменов. Однако сторонам не всегда удавалось прийти к соглашению. В мае 1963 года американцы предлагали самые выгодные варианты, чтобы выменять своего агента, полковника ГРУ Олега Пеньковского, выдавшего им, в частности, истинную картину советского ядерного потенциала.
Однако Москва проявила ту же неуступчивость, что и Джордж Вашингтон в своё время. Пеньковского судили и расстреляли.
Последний громкий шпионский обмен произошёл совсем недавно — 9 июля 2010 года. В Венском аэропорту десятерых российских агентов, арестованных накануне в США, обменяли на четверых агентов западных спецслужб, которые, кстати говоря, тоже были русскими. Из нашей десятки наибольшее внимание публики привлекла Анна Чапман (до замужества Кущенко), которую пресса называла «супершпионкой» и которая сейчас ведёт шоу на телевидении.
В отличие от времён холодной войны, этот обмен вызвал в обеих странах, скорее, добродушную реакцию. Простые американцы подтрунивали, называя его «дешёвой распродажей».
http://www.ufolog.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Топ-10